Международная работа

Доклад МОТ о социальном диалоге в 2024 г.

Социальный диалог - ключ к экономическому и социальному развитию, обеспечивающий инклюзивный переход, утверждает доклад МОТ

Новый Доклад МОТ о социальном диалоге в 2024 г. раскрывает потенциал социального диалога на высшем уровне в продвижении достойного труда в эпоху беспрецедентных перемен.

11 декабря 2024 г.

ЖЕНЕВА (Новости МОТ) - В новом докладе Международной организации труда (МОТ) подчеркивается, как социальный диалог способствует одновременному экономическому развитию и социальному прогрессу, обеспечивая справедливый и инклюзивный переход к низкоуглеродной и цифровой экономике.

«Доклад о социальном диалоге в 2024 г.: Социальный диалог на высшем уровне для экономического развития и социального прогресса» (на англ.) посвящен социальному диалогу на высшем уровне (СДВУ) - совокупности институтов и процессов, в рамках которых правительства, организации работодателей и работников ведут переговоры, консультируются друг с другом и обмениваются информацией по трудовым, экономическим и социальным вопросам на национальном или отраслевом уровне.

Как отмечается в докладе, СДВУ содействует обеспечению достойного труда, более справедливому распределению трудовых доходов и справедливому переходу к цифровой и зеленой экономике. Также подчеркивается, что ключевую роль играют соблюдение как в законодательстве, так и на практике принципов свободы объединений и действенное признание права на коллективные переговоры. Однако, если социально-экономическая политика определяется краткосрочными соображениями и исключает важные слои общества, возможности СДВУ формировать изменения ослабевают.

«Настоящее издание доклада о социальном диалоге выходит на фоне экономической и геополитической нестабильности», - отметила Мануэла Томей, заместитель генерального директора МОТ по вопросам управления, прав и диалога. «В условиях, когда технологический прогресс, изменение климата и демографические сдвиги коренным образом трансформируют рынки труда, социальный диалог остается надежной моделью управления, позволяющей преодолевать сложности, находить справедливые решения и добиваться социальной справедливости».

Отчет основан на тематических исследованиях, данных о трудовых отношениях, глобальном обзоре процессов и результатов СДВУ, а также на опросе 71 организации работодателей и работников в 38 странах об эффективности и инклюзивности национальных институтов социального диалога (НИСД).

В докладе подчеркнуты важнейшие предпосылки для эффективной работы СДВУ. Отмечается, что в период с 2015 по 2022 г. уровень соблюдения странами свободы объединений и действенного признания права на коллективные переговоры снизился на 7 процентов. Это связано с увеличением числа нарушений основных гражданских свобод и прав на ведение переговоров работодателей, работников и организаций, представляющих их интересы. «Страны, которые поддерживают эти основополагающие трудовые права, имеют больше возможностей для раскрытия преобразующего потенциала СДВУ, укрепления социальной справедливости и демократического управления», - подчеркнула Томей.

Национальные институты социального диалога широко представлены, актуальны, но должны стать более инклюзивными

Согласно докладу, НИСД присутствуют в 87 процентах государств-членов МОТ. Как было установлено в ходе анализа мнений, проведенного при подготовке настоящего доклада, хотя три четверти работников и две трети работодателей считают НИСД эффективными, сохраняется обеспокоенность по поводу недостаточности мероприятий, проводимых правительствами или государственными органами по итогам социального диалога. Также вызывают беспокойство инклюзивность НИСД и пробелы в учете потребностей недостаточно представленных групп населения, таких как женщины, молодежь, работники и экономические единицы в неформальном секторе экономики.

Необходимо более активное участие социальных партнеров в разработке политики

Во многих странах признается важность участия организаций работодателей и работников в разработке и управлении политикой занятости или системами социальной защиты. Например, представители работодателей и работников входят в правления более чем 30 процентов государственных служб занятости, а трехсторонние консультации являются одним из ключевых требований в 25 процентах национальных стратегий занятости. Приблизительно 80 процентов из 187 государств-членов МОТ создали трехсторонние органы на высшем уровне по безопасности и гигиене труда (БГТ). В 65 странах при участии социальных партнеров были проведены реформы в области социальной защиты, в результате которых был расширен охват пенсионных, медицинских и трудовых пособий.

Укрепление институтов СДВУ в целях преодоления кризиса стоимости жизни

В докладе также изучена роль установления минимальной заработной платы с участием социальных партнеров и на основе коллективных переговоров на отраслевом уровне в решении проблемы кризиса стоимости жизни и продвижении равенства в оплате труда. Подчеркивается, что СДВУ более эффективен в борьбе с высоким неравенством трудовых доходов, когда одновременно с национальными минимальными заработными платами, устанавливаемыми правительствами в консультации с социальными партнерами, существуют минимальные заработные платы на отраслевом уровне, определяемые в ходе коллективных переговоров.

Укрепление СДВУ в интересах перехода к цифровой и зеленой экономике

Имеющиеся данные позволяют заключить, что СДВУ способствует достижению в обществе консенсуса по вопросам цифровой трансформации и политики декарбонизации. Однако для решения задач двойного перехода СДВУ в большей степени используется в странах с хорошо развитыми институтами социального диалога и высоким уровнем распространения цифровых технологий. Как показывает обзор 118 процессов социального диалога за период 2022–2023 гг., примерно четверть из них была посвящена вопросам двойного перехода, в основном в Европе. Новое поколение промышленной политики, направленной на диверсификацию экономики и структурные преобразования и ориентированной на двойной переход, предоставляет возможность своевременно повысить роль социального диалога на высшем уровне в управлении этим переходом.

Призыв к действиям по реализации потенциала СДВУ

Чтобы в полной мере расширить охват и повысить эффективность СДВУ, доклад призывает страны:

  • Поддерживать основополагающие принципы и права в сфере труда, прежде всего свободу объединения и действенное признание права на коллективные переговоры.
  • Обеспечить органы регулирования вопросов труда и социальных партнеров необходимыми ресурсами и техническими возможностями для эффективного участия в СДВУ.
  • Включить в сферу деятельности НИСД и социальных партнеров недостаточно представленные группы населения.
  • Проводить регулярные и основанные на фактических данных оценки роли и влияния институтов СДВУ в процессе принятия социально-экономических решений.

(Источник: вебсайт Международной организации труда)

Международный отдел ЦК Профсоюза


Печать   E-mail

Information

Информация

119119 г. Москва, Ленинский пр., д. 42, подъезд 1

+7 (495) 938-80-24   /   +7 (495) 930-65-37

+7 (495) 938-21-35



© Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения обязательна.

   

ФОТОГАЛЕРЕЯ