О новой редакции Устава ФНПР

Новая редакция Устава ФНПР еще не прошла установленную законодательством государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Однако в письме ФНПР «О внесении изменений в Устав ФНПР» от 26.01.2021 № 102-107/4, адресованным руководителям членских организаций ФНПР указано, что «… для ФНПР и его членских организаций Устав ФНПР в новой редакции действует с момента принятия решения высшего руководящего органа о внесении изменений в Устав».

Не ставя своей задачей анализа новой редакции Устава ФНПР, считаем необходимым остановиться на некоторых новеллах, внесенных в Устав внеочередным съездом Федерации.

В пункте 2 статьи 3 вместо слова «…независимости…» внесен принцип деятельности, выраженный следующим термином «…профсоюзной автономии и независимости от внешних структур…».

В части 4 статьи 31. «Предмет, цели, задачи и принципы деятельности территориального объединения организаций профсоюзов» также внесен принцип деятельности территориальной организации «профсоюзной автономии и независимости от внешних структур».

Разъяснение содержания принципа «профсоюзной автономии» как принципа деятельности в Уставе отсутствует.

Вероятно, имеется ввиду содержание принципа профсоюзной автономии, сформулированное Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 27 октября 2020 г. № 44-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в связи с жалобой Новосибирского областного союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Новосибирской области». Соблюдение «принципа профсоюзной автономии, предполагающего в первую очередь независимость профессиональных союзов и их объединений (ассоциаций) от органов государственной власти и их самостоятельность в регулировании внутрикорпоративных отношений, а какое-либо ограничение свободы объединения возможно исключительно в конституционно значимых целях, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации».

В развитие этого принципа статья 3 дополнена пунктом 4 следующего содержания: «4. Федерация самостоятельна в регулировании внутрисоюзных внутрикорпоративных отношений. Какое-либо ограничение свободы объединения возможно исключительно в конституционно значимых целях, перечисленных в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации».

Приведем полностью часть 3 статьи 55 Конституции РФ «3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В статье 5 пункт 24 дан в расширенной редакции, но суть статьи не изменена.

Статья 5 также дополнена новой пунктом 25 о правах Федерации в сфере экономической деятельности.

Статья 10 принята в принципиально новой редакции: «Руководителями членских организаций Федерации могут быть только члены общероссийских или межрегиональных профсоюзов, входящих в Федерацию.

Руководители членских организаций персонально отвечают за реализацию принимаемых коллегиальными органами Федерации решений. Случаи невыполнения решений рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов Федерации, информация о результатах рассмотрения направляется членским организациям.

В случаях неоднократного нарушения настоящего Устава руководителем членской организации, выразившегося в неисполнении решений коллегиальных органов Федерации, общероссийским или межрегиональным профсоюзом на основании обращения соответствующего коллегиального органа управления Федерации решается вопрос об исключении руководителя членской организации из профсоюза, членом которого он является.

При решении вопроса об исключении руководителя членской организации из общероссийского или межрегионального профсоюза, членом которого он является, должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен».

Пункт 26 статьи 33 Устава обязывает Совет территориального объединения организаций профсоюзов по решению коллегиальных органов не менее одной трети членских организаций территориального объединения организаций профсоюзов, объединяющих не менее одной трети общего числа членов профсоюзов и (или) по решению Исполкома Федерации созвать Конференцию по вопросу о досрочном прекращении полномочий Председателя территориального объединения организаций профсоюзов.

Таким образом, коллегиальные органы управления Федерации наделены полномочиями инициирования исключения из общероссийского или межрегионального профсоюза, членом которого он является, руководителя членской организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12: «Органом Федерации по разрешению споров организационно-правового характера является Комиссия по внутрисоюзным спорам».

Такой орган создан в Федерации впервые.

Исходя из пункта 4 статьи 12: «Органы Федерации образуются по решению Съезда» Комиссия по внутрисоюзным спорам должна быть образована Съездом.

Глава IV. Структура и органы Федерации дополнена статьёй 291 «Комиссия по внутрисоюзным спорам:

1.Является постоянно действующим органом Федерации, созданным в целях разрешения споров между членскими организациями Федерации, а также между членскими организациями Федерации и Федерацией по вопросам организационно-правового характера, в том числе по реализации положений Устава Федерации, а также решений органов управления Федерации.

2. Создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комиссии по внутрисоюзным спорам, утверждаемым Съездом.

3. Не разрешенные Комиссией противоречия выносятся на заседания Исполкома».

Пункт 4 статьи 13 дополнен положениями о возможности проведения Съезда в очной форме посредством видеоконференцсвязи и о возможности принятия решений без проведения заседания путем заочного голосования.

Статьи 19 и 20 дополнены новеллами, в которых установлена возможность проводить заседания Генсовета и Исполкома в очной форме посредством видеоконференцсвязи.

Пунктом 5.1. статьи 33 «Органы территориального объединения организаций профсоюзов» также устанавливает возможность проводить заседания Конференции в очной форме посредством видеоконференцсвязи, а также принимать решения Конференции без проведения заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем).

Пунктом 11 статьи 33 Устава постоянно действующий руководящий орган территориального объединения организаций профсоюзов Совет наделен правом проведения заседания в очной форме посредством видеоконференцсвязи. Постановления Совета могут приниматься в оперативном порядке путем визирования проектов постановлений.

Пунктом 16.1. статьи 33 установлена возможность проведения заседания Президиума территориального объединения организаций профсоюзов в очной форме посредством видеоконференцсвязи.

Пункт 16 статьи 14 принят с важным изменением: слово «определяет» заменено на «утверждает» и звучит теперь так: «Съезд …. 16. Утверждает Основные положения устава общероссийского. Межрегионального профсоюза, которым должны соответствовать уставы общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Федерацию».

Пункт 17 статьи 18 о полномочиях Генерального Совета дополнена фразой «… обеспечивает единство организационных основ деятельности Федерации и входящих в ее состав общероссийских, межрегиональных профсоюзов».

Пункт 36 статьи 18 дано в новой редакции, причем Генеральный Совет наделен правом «обращаться в коллегиальные органы управления членской организации Федерации с предложением о приведении устава членской организации в соответствии с Уставом Федерации.

В случае возникновения разногласий обращаться в Комиссию по внутрисоюзным спорам для проведения согласительных процедур».

Статье 22 новой редакции Устава теперь содержит 28 пунктов, вместо 26 в прежней редакции Устава.

Пункт 20 изложен в следующей редакции: «Исполком Федерации … «20. Утверждает рекомендации по организации работы с кадровым резервом на должность Председателя территориального объединения организаций профсоюзов».

«Исполком Федерации … «21.Предлагает кандидатуры на выборные должности руководителей территориальных объединений организаций профсоюзов, в том числе в случае, если кандидатура предложенная профобъединением, не поддержана Исполкомом ФНПР или профобъединение не предложило ни одной кандидатуры.

Может предлагать кандидатуры на выборные должности руководителей общероссийских, межрегиональных профсоюзов».

Пунктом 1 статьи 23 установлено: «Председатель Федерации … «1. Гарантирует выполнение положений настоящего Устава, решений Съезда, Генерального Совета, Исполкома Федерации».

Пункт 7 части 2 статьи 34 «Имущество и финансовая деятельность территориального объединения организаций профсоюзов» уточняет, что источниками формирования имущества территориального объединения организаций профсоюзов являются «в том числе доходы, получаемые от сдачи в аренду движимого и (или) недвижимого имущества».

Данная статья не охватывает все изменения, внесенные в Устав ФНПР. Мы остановились, с нашей точки зрения, на основных изменениях в новой редакции Устава, в основном на статьях, посвященных полномочиях руководящих органов ФНПР и территориальных объединений организаций профсоюзов, их взаимоотношениям, правах и полномочиях, т.е. на тех положениях новой редакции Устава, которые призваны укрепить и Федерацию в целом, и территориальные объединения организаций профсоюзов.

Правовой отдел ЦК Профсоюза жизнеобеспечения